Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос…» − вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.
Борис Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству. Отец, Леонид Осипович был известным художником; мать, Розалия Исидоровна, − прекрасной пианисткой.
На пути осознания своего предначертания непростым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пастернак мечтал о композиторской стезе, с тринадцати лет упорно изучал теорию музыки. Но, в конце концов, решил, что, не имея абсолютного слуха, не может стать профессиональным композитором.
С 1914 г. Борис Леонидович примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определенное влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Его первая поэтическая книга − «Близнец в тучах» (1914 г.). В ранних стихах Пастернака образы нанизывались на образы, сравнения на сравнения. В результате стихи часто производили впечатление сбивчивой, затрудненной речи, понять которую нелегко. В «Сестре моей – жизни» (1922 г.) поэт начинает овладевать потоком поэтических образов.
В середине 20-х годов Пастернак отошел от чистой лирики. Критика не приняла его лирический сборник «Темы и вариации» (1923 г.). Лирике не способствовала и сама эпоха. «Я считаю, − писал поэт в 1927 г., − что эпос внушен временем и потому… я перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно». Пастернак пишет поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», роман в стихах «Спекторский». К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются принципиальные взгляды на искусство и творчество.
На конец 1920-х – начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. В 1934 г. на съезде союза писателей СССР Н.И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Но для самого Пастернака обязанности «первого поэта» были в тягость, от пристально внимания Запада к своему таланту он даже заболел.
Своей знаменитой фразой «Маяковский был и остался лучшим и талантливейшим поэтом эпохи» Сталин освободил Пастернака от тяжелого груза первенства, за что поэт и благодарил государственного деятеля в личном письме.
В начале 30-х гг. в творчество Пастернака вновь вернулась лирика – в 1932 г. вышла книга «Второе рождение». В стихах появились «черты естественности той», которая свойственна, по словам Пастернака, «опыту больших поэтов». С годами стремление к ясности и простоте в творчестве Бориса Леонидовича неуклонно нарастало. Об этом свидетельствуют появившиеся в годы Отечественной войны книги «На ранних поездах» (1943 г.), «Земной простор» (1944 г.), стихи последних лет – из романа «Доктор Живаго» и сборника «Когда разгуляется» (1956-1959 гг.). Но голос поэта был почти заглушен именно в те годы, когда он достиг вершин мастерства. Пастернака печатали, но мало. А нужно было жить, кормить семью… Вот почему с середины 30-х гг. Пастернак, прекрасно владевший английским и немецким, взялся за ремесло переводчика.
Всю жизнь Пастернак мечтал о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести. Такой книгой стал для Пастернака роман «Доктор Живаго», завершенный в 1955 г. Роман был опубликован в Италии и отмечен Нобелевской премией, что вызвало нападки на писателя со стороны официальной критики и явилось причиной его исключения из состава членов Союза писателей.
Только в 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР. 9 декабря 1989 года диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта – Евгению Пастернаку.
Сам поэт скажет перед смертью своему старшему сыну: «Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант».
Заклинская А.В., библиотекарь читального зала
ЦГБ им. А.М. Горького
Использованная литература:
1. Русская литература XIX-XX веков. В 2 т. Том 2 / сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 139 – 150.
2. Материалы Интернет.